Географическое Общество

ДОЛЬМЕНЫ ЗАПАДНОГО КАВКАЗА В ИСТОРИОГРАФИИ.(Из материалов Сочинского отделения Русского географического общества)

Честь открытия дольменов на Кавказе принадлежит П.С. Палласу. В 1794 г. он обратил внимание на дольмены у местечка Чокрак-Кой на Таманском полуострове (вероятно, у ст-цы Фонталовской).

Исследования показали, что дольмены стоят рядом с источниками воды. Поблизости, на расстоянии 5-50 м всегда есть река, ручей, родник. Даже если дольмен расположен на склоне или у вершины горы, рядом обязательно есть источник, иногда подземный. Наличие источников рядом с дольменами отмечается исследователями западноевропейских мегалитов (2. Стр. 155; 3. Стр. 189). Это говорит о важной роли воды в ритуалах дольменостроителей. В большинстве мифологий вода - это среда, агент и принцип всеобщего зачатия и порождения (4. Стр. 240), часто выступающая как женское, так и мужское начало, связанная с мотивами рождения и смерти (живая и мёртвая вода). Несмотря на некоторые местные особенности и варианты, у разных народов обряды, связанные с водой, однохарактерны, имеют одинаковый смысл и общее направление. Интересно, что камни и каменные сооружения - менгиры, дольмены по поверьям обладают сверхъестественной плодотворящей силой дождевой тучи и способны вызвать дождь. Часто встречающийся на дольменах орнамент в виде зигзага, в большинстве случаев, по-видимому, означает воду. Так графически вода изображалась во многих древних культурах.

Ориентировка дольменов на местности различна, но как правило она вписывается в дугу восхода-захода и кульминации небесных светил северо-восток - юг - северо-запад. Лишь одиночные памятники направлены на север. Ряд исследователей кавказских дольменов (М.К. Тешев, В.М. Кондряков) отмечали астрономическое значение направления многих памятников - восхода, захода и кульминации солнца, возможно луны и звёзд, в дни солнцестояний и равноденствий. Археоастрономические исследования мегалитов Западной Европы полностью подтвердили их астрономическое ориентирование

Фото дольмена из группы Краснополянских дольменов.

Материал дольмена - камень связан с определённым кругом устойчивых общефольклорных мотивов представления о смерти. Он является границей между миром живых и миром мёртвых (6. Стр. 95). Дольмен символизировал мировую гору, вобравшую в своё нутро умершего (7. Стр. 112), чтобы родить его снова. Плодоносящая сущность горы общеизвестна. К ней обращаются с мольбой о детях, в пещере совершается обряд от бесплодия. Женщины для этого пролезают в отверстие в камне, трутся о менгиры, пьют воду из лунок рядом с дольменами. Дольмен воспроизводит лоно священной горы-праматери, прародительницы всего сущего, от которой зависит жизнь и смерть всего живого. Воплощение и оформление этой общей идеи было различно в разных местах мегалитической ойкумены, но всюду культ мировой горы был связан с культом плодородия и размножения.

Интересные сведения о божестве каменного менгира Дыгулибге сохранились в адыгском фольклоре (8. Стр. 19). Большой камень, рождённый огнедышащей горой, служил ему троном, вокруг которого совершался обрядовый танец. Во время пляски бог выбирал себе понравившихся женщин и затем вступал с ними в связь. Этот камень сохранился в селе Заюково. Раньше к нему приносили еду и совершали пляску великого бога. Во время танца на свадьбе свекровь просила кого-либо из гостей пройтись вокруг камня с невесткой. При этом груди невестки должны быть обнажены и предложены богу. Эти детали указывают на плодородную сущность божества, имя которого связано с солнцем (дыгъэ - по-адыгски означает солнце).

Жизнь и смерть по представлениям дольменостроителей неотделимы друг от друга, и мир живых тесно связан с миром мёртвых. Символом вечного круговорота жизненного вещества являлось солнце, которое каждый вечер «умирало» на западе и каждое утро «возрождалось» на востоке.

Фото самого крупного дольмена из группы Краснополянских дольменов.

Не менее важны для восстановления ритуалов детали конструкций, окружающих дольмены - курганы, кромлехи, дромосы, чашечные камни.

Дольменная втулка имеет форму фаллоса (12. Стр. 213). А сам дольмен с отверстием - женский половой орган с камерой-маткой. Изображения на отдельных дольменах женских грудей аналогичны изображениям так называемой «дольменной богини» западноевропейских памятников. Иногда происходит характерное для древних культов смешение мужской и женской символики. Известны изображения богини-матери с головой в виде фаллоса. Так некоторые дольменные втулки-фаллосы имеют шляпки в форме реалистически изображённой женской груди, сопровождаются ещё и солярными символами (Псынако I, дольменная группа «Нихетх» и другие) фаллос и женская грудь тесно связаны с культами воды и солнца. Изображение в виде дуг бровей на стеле, рядом с дольменной группой урочища «Калежтам», очень похожее на подобные символические изображения «дольменной богини» из Западной Европы. Одновременно стела похожа на фаллос. Знаки рождающей богини-матери, напоминающие букву «Ж», есть на стеле из дольмена №497 (бассейн р. Кизинка) и дольменной керамике.

Частью орфических мистерий было погружение посвящаемого в транс для путешествия в иной мир и слияния с божеством. Для этого его укладывали в специальное углубление в скале и заставляли концентрировать взгляд на круглом отверстии в скал. Как мы видим - это своеобразное описание дольмена. Из обрядов, связанных с ними родились позднее Великие Мистерии древнего мира.

В корытообразных дольменах, не имеющих отверстий, умерших также могли погребать в скорченном состоянии.

Во всех таких дольменах во время похорон тела усопших поверх одежды густо посыпали красной охрой. Уже в некоторых портальных дольменах были обнаружены «сидящие» костяки. Этот новый способ положения умерших стал всеобщим. Он встречается далее в плиточных дольменах трапециевидной формы, в составных сооружениях. Очевидно, практиковался он и в обширных корытообразных камерах, внутренние формы которых соответствуют плану и сечениях плиточных гробниц.

Ритуальный обычай усаживать покойников довольно резко сменяется порядком, при котором хоронили только очищенные от мышц кости (и обязательно черепа). Он практиковался во всех типах наиболее поздних дольменов.

Покойников и кости вносили через отверстия, высота которых была до определённой степени канонизирована, а ширина могла быть при необходимости даже увеличена.

В процессе изучения дольменных погребений была отмечена такая черта обрядности, как посыпание умерших красной (реже – жёлтой) охрой. Эта черта ритуала также менялась. Уже «сидящие» костяки далеко не всегда сохраняют следы краски, а отдельные кости совсем редко сопровождаются комочками краски. Охра всех оттенков, особенно красная и оранжево-красная, - «любимый цвет первобытных народов», цвет возбуждающий, как говорят специалисты, характерная черта многих самых различных по ритуалу захоронений эпохи бронзы. Эта черта свойственна носителям множества древних археологических культур, живших некогда на огромной территории. Изучению окраски и её ритуального смысла посвящена большая литература. Возможно предположение, что таким образом очищали умерших от всего земного, насыщая их тело символической кровью. В область догадок может увести нас и то небольшое количество углей, которые сопровождают погребение во всех типах дольменов и при всех вариантах захоронений. Может быть, умерших окуривали дымом, так как в некоторых дольменах найдены обломки жаровен и курительниц, форма которых ещё не установлена.

В середине 60-х годов профессор Дж.Хокинс доказал, что загадочное каменное сооружение на юге Англии - Стоунхендж является не только древним святилищем, но и обсерваторией, точно отмечающей множество астрономически значимых направлений Солнца, Луны и звезд/1,с.256/. Это открытие послужило толчком к бурному развитию новой науки - археоастрономии. Сравнительно развитые астрономические познания несомненны для эпохи, начиная с 4-го тысячелетия до н.э. когда в Западной Европе и в бассейнах Средиземного и Черного морей возникают мегалитические сооружения, часть которых интерпретируется учеными как древние обсерватории. Сегодня памятники, имеющие археоастрономическое значение, известны во многих точках земного шара. Это пирамиды инков и вавилонские зиккураты, святилища индейцев из штата Нью-Мексико, обсерватория Мецамор в Армении и многие другие. Сейчас лишь отдельные ортодоксальные ученые не признают того, что некоторые типы мегалитических построек могли использоваться для астрономических наблюдений, хотя и они не отрицают важнейшей роли небесных светил в мировоззрении древних народов всего мира.

Учитывая очевидную связь мегалитических культур Западной Европы с дольменной культурой Кавказа, является перспективным поиск древних обсерваторий среди дольменов.